Поиск на сайте     Клуб выгодных покупок  
  О нас  :  Рекламодателю  :  В тему  :  Ссылки  :  Вакансии  
Модемы для выделенокКонкурс Новые Ноутбуки
Статья

ATI vs. nVidia: Radeon'ы против GeForce'ов

Рейтинг статьи: 6.65, проголосовало: 549

В последние несколько лет и nVidia, и ATI приняли на вооружение cхожую тактику, которая сводится к построению целого семейства графических карт на основе одного-двух графических чипов. За примерами далеко ходить не нужно: вся линейка Radeon 9500, 9500 Pro, 9700 , 9700 Pro основана на одном и том же чипе R300, отличаются частоты, количество конвейеров рендеринга и ширина шины памяти. Снова же, линейка GeForce 4 Ti 4200, 4400, 4600, 4800SE, 4800 базируется на чипе NV25, конкретные реализации карт дифференцируются, опять же, по частотам и режимам AGP.

Подобная практика очень выгодна для разработчика - вместо того, чтобы вкладывать силы и средства в несколько различных чипов, достаточно выпустить один, а затем, путем относительно несложных модификаций, получить несколько решений, способных максимально эффективно "закрыть" все ценовые ниши. Однако, есть и другая сторона медали - такое богатство выбора порой осложняет жизнь "рядового покупателя". Что и говорить, от разнообразия почти одинаковых видеокарт рябит в глазах - уже не только "рядовой покупатель", но и специалист "входит в ступор" при виде десятка моделей от ATI и еще одного десятка моделей от nVidia. Стоит ли говорить о том, насколько трудно бывает принять решение и сделать оптимальный выбор?

Именно поэтому, мы решили провести сводное тестирование доступных в продаже видеокарт ATI и nVidia в ценовом диапазоне от $130 и выше. В тестировании принимают участие 8 видеокарт среднего и верхнего уровня, т.е. ценой от $140 и выше:

nVidia (чип NV25)

  • Creative GeForce 4 Ti 4600
  • Leadtek GeForce 4 Ti 4400
  • Leadtek GeForce 4 Ti 4200 8х

ATI (чип R300)

  • Sapphire Radeon 9500 64 Мб
  • Sapphire Radeon 9500 128 Мб
  • Sapphire Radeon 9500 Pro
  • Sapphire Radeon 9700
  • Sapphire Radeon 9700 Pro

В этом материале мы намеренно не стали уделять внимание графическим картам на основе GeForce 4MX и Radeon 9000/9000 Pro, поскольку сегодня они уже не способны обеспечить производительность, адекватную запросам геймеров (на COMPOSTER'е вопросам тестирования этих видеокарт посвящены следующие материалы: Radeon 9000 Pro - дешевые шейдеры для всех!, Большой тест Radeon 9000/9000 Pro).

Также мы решили не обременять вас, уважаемые читатели, долгими рассуждениями об особенностях внутренней архитектуры участников тестирования. Желающим изучить теоретические вопросы рекомендуем обратиться к одному из множества материалов UA' и РУнета, в которых обсуждаются эти темы (см. ATI RADEON 9700 Pro 128MB - новый король в 3D-акселераторах, Обзор NVIDIA GeForce4 Ti 4400 и 4600).

Мы же намерены уделить основное внимание цифрам, предварительно разобравшись с маркировкой. Ниже в таблицах приведены данные о частотах и прочих характеристиках Radeon 9500/9700 и GeForce 4 Ti:
  Radeon 9500 64 Мб Radeon 9500 128 Мб Radeon 9500 Pro Radeon 9700 Radeon 9700 Pro GeForce 4 Ti 4200 GeForce 4 Ti 4400 GeForce 4 Ti 4600
Частота чипа 275 275 275 275 325 250 275 300
Частота памяти 270 270 270 270 310 255 275 325
Ширина шины памяти 128 256 128 256 256 128 128 128
Число пиксельных конвейеров 4 4 8 8 8 4 4 4
Поддеркжа DirectX 9 да да да да да нет нет нет

Будут уместными несколько комментариев:

  1. Помимо упомянутых моделей, nVidia предлагает также GeForce Ti 4800 и 4800 SE. Первая представляет собой GeForce 4 Ti 4600 с поддержкой AGP 8x, вторая - GeForce 4 Ti 4400 с AGP 8x. Как показывают многочисленные измерения, прирост производительности от использования AGP 8x вместо AGP 4x измеряется долями процента; поэтому, мы приняли решение не загромождать этот материал тестированием клонов.
  2. Полная аппаратная поддержка Direct X 9 является большим плюсом, который еще даст о себе знать после появления игр "новой волны", ориентированных на использование этого API.
  3. Линейка Radeon 9500/9500 Pro/9700/9700 Pro выглядит довольно запутанной. Поэтому мы попытались систематизировать данные, использовав графическое представление:
    Evolution

О твикингах и превращениях

Не успев толком появиться в продаже, видеокарты на основе Radeon 9500 сразу привлекли внимания любителей экспериментов. Оказалось, что 4 конвейера, которые ATI отключила в Radeon 9500, чтобы превратить его в относительно дешевое решение, можно включить обратно, да еще и программным способом, без перепайки и иных "злобных" модификаций. В Сети можно без труда найти "твикнутые" драйверы, превращающие Radeon 9500 в Radeon 9500 Pro. Мы порекомендуем воспользоваться программой RivaTuner, автор которой предлагает специальные скипрты для включения дополнительных конвейеров. Скачать последнюю версию RivaTuner можно с сайта МИР NVIDIA, где также выложен специальный FAQ по использованию модифицированных драйверов.

Но и это еще не все. Компания Sapphire Technology, которая находится в очень близких отношениях с ATI, предлагает безумно интересную с точки зрения твикинга видеокарту Radeon 9500 128 Мб, которая, в отличие от 64 Мб версии, содержит настоящую 256-битную шину, соединяющую графический чип и память. Использование модифицированных драйверов совместно с Sapphire Radeon 9500 128 Мб позволяет превратить эту видеокарту в полноценный Radeon 9700!

В нашем тестировании принимали участие обе видеокарты, поддающиеся модификации - и Radeon 9500 64 Мб, и Radeon 9500 128 Мб. Действительно, твики работают, а производительность увеличивается соответствующим образом. Тем не менее, следует отдавать себе отчет в том, что подобного рода модификации вовсе необязательно приведут к желаемому результату, поскольку чипы Radeon 9500 отбираются, по всей видимости, из "отбраковки" Radeon 9500 Pro/9700. поэтому отключенные конвейеры могут попросту неправильно работать. Соответственно, их включение приводит к появлению различных артефактов изображения - на экране могут появляться черные квадраты, выпадать участки картинки и т.п. Кому-то, возможно повезет купить карточку с "целыми" конвейерами, а кому-то - нет.

Иными словами, никто не гарантирует корректную работу модифицированной видеокарты. В любом случае, попробовать можно, ведь модификация производится на программном уровне и никто не мешает вам в любой момент вернуться в исходную точку, установив оригинальные драйверы.

Тестовая конфигурация

Для проведения тестирования была использована тестовая платформа, рекомендованная компанией AMD: AMD HOT

  • Процессор AMD Athlon XP 2100+
  • Материнская плата AOPEN AK77-333
  • 512 Мб оперативной памяти Samsung PC2700 CL=2.5
  • Windows XP SP1
  • DirectX 9
  • Драйверы ATI Catalyst 3.0 71.92, nVidia Detonator 41.09

Результаты

Результаты измерений логично разделить на тесты на "старых" и "новых" игровых движках. К старым условно можно отнести Quake III и 3DMark 2001, к новым - DOOM III Alpha и CodeCreatures. Кто-то, возможно, возразит, что "старые" игры уже не могут адекватно загрузить видеокарту, а стало быть, нечего и гонять тесты на них. Однако мы до сих пор играем в них (Medal of Honor, Wolfenstein, Counter Strike), а значит - пока еще рано исключать тот же Quake III из рассмотрения.

Итак, начнем с Quake III. Чтобы обеспечить наибольшую нагрузку на видеокарту, нам пришлось включить режим полноэкранного сглаживания:

Quake III FSAA 4x

Нетрудно видеть, что в таком режиме GeForce 4 Ti 4ххх начисто проигрывает соперникам, оказываясь в самом конце турнирной таблицы. Справедливости ради, стоит отметить, что без полноэкранного сглаживания GeForce 4 Ti смотрится гораздо "веселее". Вопрос лишь в том, будете ли вы играть без сглаживания, если свободно можно играть с ним?

Quake III

В 3DMark 2001 SE наблюдается точно такая же картина - после включения сглаживания у GeForce 4 Ti не остается никаких шансов:


3DMark 2001 SE
3DMark 2001 SE, FSAA 4x

Что ж, перейдем к "новым" тестам, начав с DOOM III Alpha. Анализируя результаты, полученные в этой игре, следует отдавать себе отчет, что они были сделаны на неофициальной, предварительной версии, которая еще очень далека от финального варианта. Поэтому нижеприведенные цифры следует рассматривать лишь в качестве ориентира:

DOOM III

Что ж, в DOOM III несомненный лидер - Radeon 9700 Pro. В то же время GeForce 4 Ti показывает довольно-таки блеклые результаты.

В тесте CodeCreatures, который, по сути, измеряет производительность шейдеров, снова подавляющее преимущество на стороне видеокарт ATI:

Code Creatures

Цена/производительность

При проведении тестирований мы иногда забываем учесть ценовой аспект. Производительность - это прекрасно, но многие ли из вас готовы выложить 50-100 у.е. за парочку лишних FPS? В диаграмме, приведенной ниже, лучшими можно считать те видеокарты, метки которых расположены в левом верхнем углу поля. Чем выше метка - тем быстрее карта, чем правее - тем дороже.


Price/Quality

Что же получается? С точки зрения соотношения цена/производительность очень интересно смотрится Radeon 9500/Radeon 9500 Pro. А после модификации эти видеокарты и вовсе не оставляют шансов конкурентам. В то же время разница в производительности между Radeon 9700 и 9700 Pro явно не соответствует тем деньгам, которые за нее просят. Впрочем, top-модели всегда стоят дорого.

Выводы

А выводы будут очень простыми - с полной уверенностью можно говорить о том, что Radeon 9700/9700 Pro сегодня является лидером с точки зрения производительности. Особенно ярко его преимущество проявляется в новых играх, а также в режимах с полноэкранным сглаживанием. В обозримом будущем поколебать позиции Radeon 9700/9700 Pro может только GeForce FX, который, к сожалению, пока не доступен в массовой продаже.

Также нельзя не сказать о том, что программная модификация, которой поддаются видеокарты Radeon 9500 64 Мб и 128 Мб, полностью оправдана. И хотя мы не можем рекомендовать совершать подобные действия, нельзя не соглашаться с очевидным: По крайней мере, попробовать стоит - ведь вы этим ничего не теряете.

А совсем скоро нас ждет новый виток противостояния ATI - nVidia, ведь уже в марте в свободной продаже должны появиться первые графические карты на основе nVidia GeForce FX.

Видеокарты Sapphire Radeon 9700 Pro, 9700, 9500 Pro, 9500 128 Мб, 9500 64 Мб, а также Creative GeForce Ti 4600, Leadtek GeForce Ti 4400, GeForce Ti 4200 предоставлены компанией Европлюс.

Благодарим компанию K-Trade, любезно предоставившую 512 Мб оперативной памяти Samsung PC2700 для проведения тестовых испытний.

03/02/2003
Оцените статью по десятибалльной шкале:
12345678910
Внимание - конкурс!
Победители >>
присланные работы >>
Анонсы
13/04/2005
Александр Беленький, региональный менеджер по продажам представительства AMD в России и СНГ рассказывает о продвижении процессороа AMD Semrpon, 90 нм технологическом процессе, планах по развитию AMD Turion 64.
13/04/2005
COMPOSTER продолжает серию материалов, посвященных исследованиям потребительских свойств процессорных кулеров. На этот раз нами было проведено тестирование 8 кулеров Maxtron, причем в рассмотрение попали как модели для Socket A, так и для Socket 478
22/04/2004
Появление новых процессоров AMD Athlon 64 3400+ и Athlon FX-53 стало поводом для изучения поведения систем в 64-разрядном окружении: под управлением бета-версии Windows XP 64-bit edition для процессоров AMD.
01/03/2004
В тестировании принимают участие 15 видеокарт на различных чипах nVidia и ATI.
28/12/2003
19-21 декабря в Киеве прошла ставшая уже традиционной Новогодняя ярмарка Intel и Samsung. Репортаж с места событий опубликован на нашем сайте.


С нами можно связаться по адресу:
info@composter.kiev.ua

При использовании материалов сайта
ссылка на COMPOSTER обязательна.

Copyright © COMPOSTER,
1999-2004